Официальные материалы задания, ответы на ВСОШ Муниципальный этап по Литературе для Московской области 2024-2025 г. У нас Вы найдете разборы заданий для 7,8,9,10,11 классов на все предметы. Ежедневно мы публикуем школьные работы, чтобы Вы могли пользоваться заданиями и ответами за символическую плату.
Задания ВСОШ МЭ по Литературе 11 класс:
Задание 1. Прочтите рассказ «Хористка» А.П. Чехова (1886).
Однажды, когда она еще была моложе, красивее и голосистее, у нее на даче, в антресолях, сидел Николай Петрович Колпаков, се обожатель. Было нестерпимо жарко и душно. Колпаков только что пообедал и выпил целую бутылку плохого портвейна, чувствовал себя не в духе и нездорово. Оба скучали и ждали, когда спадет жара, чтоб пойти гулять.
Вдрут неожиданно в передней позвонили. Колпаков, который был без сюртука и в туфлях, вскочил и вопросительно поглядел на Пашу.
Должно быть, почтальон или, может, подруга, — сказала певита.
Колпаков не стеснялся ни подруг Паши, ни почтальонов, но на всякий случай взял в охапку свое платье и пошел в смежную комнату, а Паша побежала отворять дверь. К ее великому удивлению, на пороге стоял нс почтальон и не подруга, а какая-то незнакомая женщина, молодая, красивая, благородно одетая и, по всем видимостям, из порядочных.
Незнакомка была бледна и тяжело дышала, как от ходьбы по высокой лестнице.
— Что вам угодно? — спросила Паша.
Барыня не сразу ответила. Она сделала шаг вперед, медленно оглядела комнату и села с таким видом, как будто не могла стоять от усталости или нездоровья; потом она долго шевелила бледными губами, стараясь что-то выговорить.
Мой муж у вас? — спросила она наконец, подняв на Пашу свои большие глаза с красными, заплаканными веками.
Какой муж? – прошептала Паша и вдруг испугалась так, что у нее похолодели руки и ноги. — Какой муж? – повторила она, начиная дрожать.
Мой муж… Николай Петрович Колпаков.
Не.. нет, сударыня… Я… я никакого мужа не знаю.
Прошла минута в молчании. Незнакомка несколько раз провела платком по бледным губам и, чтобы побороть внутреннюю дрожь, задерживала дыхание, а Паша стояла перед ней неподвижно, как вкопанная, и глядела на нее с недоумением и страхом.
Так его, вы говорите, нет здесь? — спросила барыня уже твердым голосом и как-то странно улыбаясь.
Я… я не знаю, про кого вы спрашиваете.
Гадкая вы, подлая, мерзкая… — пробормотала незнакомка, оглядывая Пашу с ненавистью и отвращением. — Да, да… вы гадкая. Очень, очень рада, что, наконец, могу высказать вам ото!
Паша почувствовала, что на эту даму в черном, с сердитыми глазами и с белыми, тонкими пальцами, она производит впечатление чего-то гадкого, безобразного, и ей стало стыдно своих пухлых, красных шек, рябин на носу и чёлки на лбу, которая никак не зачесывалась наверх. И ей казалось, что если бы она была худенькая, не напудренная и без чёлки, то можно было бы скрыть, что она непорядочная, и было бы не так страшно и стыдно стоять перед незнакомой, таинственной дамой.
Где мой муж? – продолжала дама. — Впрочем, здесь он или нет, мне всё равно, но должна я вам сказать, что обнаружена растрата и Николая Петровича ищут… Его хотят арестовать. Вот что вы наделали!
Барыня встала и в сильном волнении прошлась по комнате. Паша глядела на нее и от страха не понимала.
— Сегодня же его найдут и арестуют, — сказала барыня и всхлипнула, и в этом звуке слышались оскорбление и досада. — Я знаю, кто довел его до такого ужаса! Гадкая, мерзкая! Отвратительная, продажная тварь! (У барыни губы покривились и поморщился нос от отвращения.) Я бессильна… слушайте вы, низкая женщина!.. я бессильна, вы сильнее меня, но есть кому вступиться за меня и моих детей! Бог всё видит! Он справедлив! Он взыщет с вас за каждую мою слезу, за все бессонные ночи! Будет время, вспомните вы меня!
Опять наступило молчание. Барыня ходила по комнате и ломала руки, а Паша всё еще глядела на нее тупо, с недоумением, не понимала и ждала от нее чего-то страшного.
Я, сударыня, ничего не знаю, – проговорила она и вдруг заплакала.
Лжете вы! — крикнула барыня и злобно сверкнула на нес глазами. — Мне всё известно! Я давно уже знаю вас! Я знаю, в последний месяц он просиживал у вас каждый день!
Да. Так что же? Что ж из этого? У меня бывает много гостей, но я никого не неволю.
Вольному воля.
Я товорю вам: обнаружена растрата! Он растратил на службе чужие деньги! Ради такой… как вы, ради вас он решился на преступление.
Послушайте, — сказала барыня решительным тоном, останавливаясь перед Пашей. — У вас не может быть принципов, вы живете для того только, чтоб приносить зло, это цель ваша, но нельзя же думать, что вы так низко пали, что у вас не осталось и следа человеческого чувства! У него есть жена, дети… Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода… Поймите вы это! А между тем есть средство спасти его и нас от нищеты и позора. Если я сегодня внесу девятьсот рублей, то его оставят в покое. Только девятьсот рублей!
Какие девятьсот рублей? — тихо спросила Паша. — Я… я не знаю… Я не брала.
Я не прошу у вас девятисот рублей… у вас нет денет, да и не нужно мне вашего. Я прошу другого… Мужчины обыкновенно таким, как вы, дарят драгоценные вещи.
Возвратите мне только те вещи, которые дарил вам мой муж!
Сударыня, они никаких вещей мне не дарили! — взвизгнула Паша, начиная понимать.
Где же деньги? Он растратил свое, мое и чужое… Куда же всё это девалось?
Послушайте, я прошу вас! Я была возмущена и наговорила вам много неприятного, но я извиняюсь. Вы должны меня ненавидеть, я знаю, но если вы способны на сострадание,
Гм… — сказала Паша и пожала плечами. — Я бы с удовольствием, но, накажи меня бог, они ничего мне не давали. Верьте совести. Впрочем, правда ваша, — смутилась певица, – они как-то привезли мне две штучки. Извольте, я отдам, ежели желаете…
Паша выдвинула один из тувлетных ящичков и достала оттуда дутый золотой браслет и жидкое колечко с рубином.
— Извольте! —- сказала она, подавая эти веши гостье.
Барыня вепыхнула, и лицо ее задрожало. Она оскорбилась.
Что же вы мне дасте? – сказала она. — Я не милостыни прошу, я того, что принадлежит не вам… что вы, пользуясь вашим положением, выжали из моего мужа. этого слабого, несчастного человека… В четверг, когда я видела вас с мужем на пристани, на вас были дорогие броши и браслеты. Стало быть, нечего разыгрывать передо мной невинного барашка! Я в последний раз прошу: дадите вы мне вещи или нет?
Какие вы, ей-богу, странные… — сказала Паша, начиная обижаться. — Заверяю вас, что от вашего Николая Петровича я, кроме этой браслеты и колечка, ничего не видела.
Они привозили мне только сладкие пирожки.
— Сладкие пирожки… — усмехнулась незнакомка. — Дома детям есть нечего, а тут сладкие пирожки. Вы решительно отказываетесь возвратить вещи?
Не получив ответа, барыня села и, о чем-то думая, уставилась в одну точку.
— Что же теперь делать? — проговорила она. — Если я не достану девятисот рублей, то и он погиб, и я с детьми погибла. Убить эту мерзавку или на колени стать перед ней, что ли?
Барыня прижала платок к лицу и зарыдала.
— Я прошу вас! – слышалось сквозь ее рыданья. — Вы же ведь разорили и погубили мужа, спасите его… Вы не имеете к нему сострадания, но дети… дети… Чем дети виноваты?
Паша вообразила маленьких детей, которые стоят на улице и плачут от голода, и сама зарыдала.
Что же я могу сделать, сударыня? — сказала она. — Вы говорите, что я мерзавка и разорила Николая Петровича, а я вам, как пред истинным богом.., заверяю вас, никакой пользы я от них не имею… В нашем хоре только у одной Моти богатый содержатель, а все мы перебиваемся с хлеба на квас. Николай Петрович образованный и деликатный господин, ну, я и принимала. Нам нельзя не принимать.
Я прошу вещи! Вещи мне дайте! Я плачу… унижаюсь… Извольте, я на колени стану!
Извольте!
Паша вскрикнула от испуга и замахала руками. Она чувствовала, что эта бледная, красивая барыня, которая выражается благородно, как в театре, в самом деле может стать перед ней на колени, именно из гордости, из благородства, чтобы возвысить себя и унизить хористку.
— Хорошо, я отдам вам вещи! — засустилась Паша, утирая глаза. – Извольте. Только они не Николая Петровичевы… Я их от других гостей получила. Как вам угодно-с…
Паша выдвинула верхний ящик комода, достала оттуда брошку с алмазами, коралловую/
Возьмите, ежели желаете, только я от вашего мужа никакой пользы не имела. Берите, богатейте! – – продолжела Паша, оскорбленная угрозой стать на колени. – А ежели вы благородная… законная ему супруга, то и держали бы его при себе. Стало быть! Я его не звала к себе, он сам пришел….
Барыня сквозь слезы оглядела поданные ей вещи и сказала:
— Это не всё… Тут и на пятьсот рублей не будет.
Паша порывисто вышвырнула из комода еще золотые часы, портсигар и запонки и сказала, разводя руками:
— А больше у меня ничего не осталось… Хоть обыщите!
Гостья вздохнула, дрожащими руками завернула вещи в платочек, и, не сказав ни слова, даже не кивнув головой, вышла.
Отворилась из соседней комнаты дверь, и вошел Колпаков. Он был бледен и нервно встряхивал головой, как будто только что принял что-то очень горькое; на глазах у него блестели слезы.
Какие вы мне вещи приносили? — набросилась на него Паша. – Когда, позвольте вас спросить?
Вещи… Пустое это — вещи!
— проговорил Колпаков и встряхнул головой. — Боже
мой! Она перед тобой плакала, унижалась…
Я вас спрашиваю: какие вы мне вещи приносили? — крикнула Паша.
Боже мой, она, порядочная, гордая, чистая… даже на колени хотела стать перед… перед этой девкой! И я довел ее до этого! Я допустил!
Он схватил себя за голову и простонал:
Нет, я никогда не прощу себе этого! Не прощу! Отойди от меня прочь.. дрянь! – крикнул он с отвращением, пятясь от Паши и отстраняя ее от себя дрожащими руками.
Она хотела стать на колени и… перед кем? Перед тобой! О, боже мой!
Он быстро оделся и, брезгливо сторонясь Паши, направился к двери и вышел.
Паша легла и стала громко плакать. Ей уже было жаль своих вещей, которые она сгоряча отдала, и было обидно. Она вспомнила, как три года назад ее ни за что, ни про что побил один купец, и еще громче заплакала.
Опираясь на содержание рассказа и иные известные вам произведения А.П.
Чехова, напишите эссе о том, что сближает приведенный текст с драматическими произведениями того же автора (приведите конкретные примеры).
При выборе жанра отталкивайтесь от определения из «Литературного
энциклопедического словаря» (1987):
ЭССЕ (франц, essai — попытка, проба, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Показать ответ
Задание 2. Творческое задание
Представьте, что вы – менеджер одной популярной дизайнерской фирмы. Один из ваших клиентов, любитель русской литературы, пришел к вам с таким запросом: он собирается оформить мини-гостиницу из трех комнат в Нижнем Новгороде тематически: каждая из комнат должна быть оформлена по мотивам одного из произведений Серебряного века и/или начала XX века. Особое условие – одна из комнат должна быть связана с “московским” текстом.
Опишите техническое задание для дизайнеров.
Пример. Комната Nº1
1. Тема комнаты: по мотивам произведения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано….»
2. Оформление:
а. Цветовая гамма: Розовый, фиолетовый, золотистый.
b. Декорации:
і. Мебель выполнена в стиле ар-нуво с лементами неоклассицизма.
ії. Стена с зображением молодой женщины с книгой.
іiі. На полу – паркет с геометрическим рисунком.
iv. Картины и гравюры с видами Москвы начала ХХ века.
с. Аксессуары:
i. Библиотека с произведениями Цветаевой и других поэтов Серебряного века.
ii. Лампа с абажуром в виде розового бутона.
iii. Сувенирные фигурки персонажей «Моим стихам, написанным так рано..».
d. Бонусы:
i. Фотографии книжных магазинов
ii. Подборка документальных фильмов о жизни Цветаевой и истории
Показать ответ