Официальные материалы задания, ответы на ВСОШ Школьный этап по Искусству (МХК) для Москвы 2024-2025 г. У нас Вы найдете разборы заданий для 7,8,9,10,11 классов на все предметы. Ежедневно мы публикуем школьные работы, чтобы Вы могли пользоваться заданиями и ответами за символическую плату.
Задания ВСОШ ШЭ по Искусству (МХК) 10 класс:
Задание 1. Попробуйте, исходя из описания, понять, о какой церкви идёт речь.
Первый из приведённых храмов Щусев начал строить в 1906 году, исходя из размеров и форм княжеских новгородских соборов начала XII века. Облик постройки определяют выделенная в отдельный объём лестничная башня и линии закомар, обрисовывающие неравные прясла, больше всего напоминающие Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
Показать ответ
Задание 2. Вторая из приведённых в наборе церквей тоже построена с оглядкой на новгородский опыт, однако в ней преобладают традиции псковских храмов XV—XVI веков, таких как церкви Николы со Усохи и Покрова и Рождества у Пролома. Контрасты больших и малых, широких и узких объёмов, отличающие эти сооружения, в постройке Щусева трактованы как особенности формообразования эпохи модерна.
Показать ответ
Задание 3. Одновременно Щусев возвёл и небольшую усадебную церковь. Общие объёмы храма вновь восходят к Пскову и Новгороду, однако облицовка известняком и порталы, покрытые каменной резьбой, говорят об интересе мастера к памятникам Владимиро-Суздальского княжества. Так, Щусев сближает архитектурные традиции исторически разных регионов Древней Руси, видит в их синтезе мощный импульс обновления языка религиозного искусства.
Показать ответ
Задание 4. Перед переворотом 1917 года архитектор заканчивает церковь, которая при первом взгляде производит впечатление целого монастыря: стена с широкими башнями и проездными воротами завершается надвратным храмом. Ориентиром для архитектора служат уже не Новгород и Псков, а архитектура ростовских земель, в первую очередь сам ростовский кремль, окончательно сложившийся в XVII веке.
Показать ответ
Задание 5. Одновременно, в 1910-е годы, без непосредственного участия самого Щусева возводятся два храма по его проектам в Италии. В силу того, что эти православные храмы расположены за границей и предназначены для русских паломников, стиль обоих сооружений отличается археологической точностью, гораздо большей близостью построек к их средневековым «образцам».
Один представляет собой «копию» маленького новгородского храма XIV—XV веков с фасадами, увенчанными щипцами. Резкость и напор линий модерна проявляются здесь лишь в крутизне наклона и мощи ползучих арок перехода, тесно примыкающего к церкви.
Показать ответ
Задание 6. Другой выполнен в стилистике «дивного узорочья» московских купеческих храмов первой половины XVII века — его бесстолпный объём завершён рядами кокошников и пятью изукрашенными главами, а фасады декорированы цветными колонками, арками, поясами и ширинками.
Показать ответ
Задание 7. Посмотрите на картинки, обозначенные буквами А и Б. Планы каких из приведённых в задании храмов А.В. Щусева представлены на этих иллюстрациях?
План А
Задание 8.
План Б
Задание 9. Восстановите логику анализа работы Врубеля внутри текста, расположив фрагменты в правильном порядке. Обратите внимание, что первый абзац текста уже находится на нужном месте.
Текст А
Опытом изобразительной пантомимы, наследующим основной принцип второй половины XIX века, в искусстве Врубеля является композиция Сошествие Святого Духа на апостолов в Кирилловской церкви в Киеве. Указывалось на общее сходство этого произведения Врубеля с концепцией Явления Христа народу Александра Иванова. Однако если у Иванова событие строилось как историческое и вся метафизическая, христианская, преобразовательная проблематика погружалась внутрь зрелища, как оно могло бы сложиться в действительности, а все моменты, указывающие на чудесный характер происходящего (например, голубь и сияние над головой Христа), устранялись, то у Врубеля всё обстоит прямо противоположным образом: словно зная, что его будут сопоставлять с Ивановым, он форсировал в своей росписи как раз чудесный, мистический характер происходящего.
1. Такое парадоксальное сочетание — настаивание на чудесном характере события и вместе с тем почти натуралистически портретная пантомимическая экспрессия — приводит к тому, что композиция выглядит как изображение людей в паранормальной ситуации. Символичным оказывается поэтому то обстоятельство, что роспись выполнена в церкви, уже во время работы там Врубеля находившейся на территории приюта для душевнобольных. Когда художник за год до начала болезни, в 1901 году, посетил монастырь и посмотрел свои кирилловские работы, то сказал сопровождавшему его тогда С. Яремичу: «Вот к чему в сущности я должен был вернуться». Он вернулся «к этому» в поздних своих рисунках, в частности в Видении пророка Иезекииля, будучи сам в лечебнице для душевнобольных.
2. Дарование Святого Духа, нисшедшего в день Пятидесятницы на апостолов, ближайшим образом выражается в обретении ими способности говорить на иных языках — во исполнении завещанной им Иисусом миссии проповедовать Слово Божие «в иных языках», то есть племенах, населяющих землю. Если иметь в виду отмеченное ранее пристрастие русского искусства к сюжетам, где движущим началом изображения выступает слово-весть, то этот избранный Врубелем для росписи сюжет является квинтэссенцией подобного рода сюжетов, как бы сверхсюжетом, — и Врубель решает его в свойственном русской живописи пантомимическом стиле, используя портретную экспрессию лиц.
3. Но в результате получается, что сцена начинает выглядеть заседанием некой мистической секты, где собравшиеся каждый по-своему ждут результатов вкушения чуда. Выходит нечто похожее на иллюстрацию к завершающей главу канонического текста реплике, передающей натурально-реалистическую трактовку тогдашними иерусалимскими «вульгарными материалистами» приключившегося с апостолами чуда: «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деяния, 2, 13).
Показать ответ
Задание 10. Восстановите логику анализа работы Врубеля внутри текста, расположив фрагменты в правильном порядке. Обратите внимание, что первый абзац текста уже находится на нужном месте.
Текст Б
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия Святого Духа на апостолов» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закреплённую многовековой традицией. Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
1. У его апостолов были живые прототипы. Раньше думали, что художник делал подготовительные эскизы с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А.В. Прахова Н.А. Прахов называет поимённо лиц, которые узнаются в «Сошествии»: это киевские учёные, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
2. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Надо признать, что ощущается некоторое несоответствие между условной трактовкой фона, лучей и объёмной, отяжелённой телесностью фигур.
3. Есть что-то неприятное и в рисунке лучей с утолщениями посередине, напоминающих о паучьих лапах. Художник ещё не достиг стилевой гармонии в своей росписи — в конце концов, ведь это его первое большое произведение. Но сама группа апостолов, охваченных общим экстатическим подъёмом, по-своему выраженном в облике каждого, производит незабываемое впечатление.
4. По одним только рукам можно проследить сложную гамму переживаний: руки, то напряжённо стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Роспись Врубеля заставляет вспомнить «Явление Христа народу» Александра Иванова, особенно близкого ему среди русских художников.
Показать ответ
Задание 11. Выберите из приведённых утверждений те, которые верны по отношению к тексту А и те, которые отражают концепцию автора текста Б:
1. Из двух текстов, приведённых в задании, этот написан позже, так как во многом он парадоксальным образом отталкивается от наблюдений, содержащихся в другом отрывке.
2. В подходе Врубеля к изображению религиозного сюжета автор выявляет черты портретного жанра, во многом определявшего развитие русской живописной школы в XIX веке.
3. Автор подчёркивает закономерность появления работ религиозной тематики в позднем творчестве Врубеля.
4. Автор говорит о противоречии мистического и натуралистического в произведении Врубеля.
5. Автор выявляет разницу в том, как художник трактует фигуры и задний план.
6. Автор подчёркивает, что художник сам осознавал предопределённость своего обращения к религиозным сюжетам.
7. Автор утверждает, что внутренняя экспрессия происходящего выражается через мимику и жесты героев Врубеля.
Задание 12. Перед Вами развёрнутые характеристики новаций в музыке начала XX века. Установите соответствия между новациями и их характеристиками.
Характеристика:
1. Звуковая система, использующая интервалы меньше полутона.
Новация:
Характеристика:
2. Многозвучный комплекс, который при обычном слушании воспринимается как единое красочное целое, без выделения в нём обособленных звуков определённой высоты (в отличие от аккорда). В академической музыке некоторые черты такого рода комплексов усматривают уже в творчестве К. Дебюсси.
Новация:
Характеристика:
3. Манифест итальянского футуриста Л. Руссоло, провозглашавший необходимость создания «новой музыки», основанной на звучаниях современного города, машин, заводов и т.п.
Новация:
Характеристика:
4. Термин А. Шёнберга, предполагающий отказ от разделения звуковых сочетаний на благозвучные и неблагозвучные; активное использование сочетаний, ранее считавшихся неудобоваримыми.
Новация:
Характеристика:
5. Один из методов композиции, письмо «точками», при котором музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов (т.е. мелодий) либо сколько-нибудь протяжённых аккордов, а с помощью отрывистых, как бы изолированных звуков или кратчайших мотивов, окружённых паузами.
Новация:
Характеристика:
6. Музыкальные произведения, написанные вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки. Основной принцип — полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами.
Новация:
Показать ответ
Задание 13. Обратитесь к тексту доклада и определите, каким новациям, согласно взглядам К.К. Сараджева, соответствует «истинная» колокольная музыка.
Пуантилизм
Эмансипация диссонанса
Микрохроматика
Искусство шумов
Сонор
Атональная музыка
Показать ответ
Задание 14.
Текст 1
Размышляя над декорациями к «Грозе», я решил отказаться от иллюстративного подхода к пьесе Островского, я пытался создать фон, соответствующий стилю русской романтической драмы, показав при этом её национальные особенности.
Текст 2
Следующая декорация, где у Островского весьма кратко обозначена «узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки», давала внезапный и сильный красочный ответ на тему «любовной истомы». Полыхали красные, малиновые, багряные краски. Изображалась геенна огненная. < …>(Художник — ред.) написал развалины церкви, со стен которой глядели остатки большой фрески Страшного суда. На этом огненном фоне и завершалась трагедия — вопреки ремарке Островского < …> (режиссёр — ред.) не пожелал возвращаться к декорации первого акта.
Режиссёр и художник твёрдо вели зрителя от «благолепия» первой картины к сытости и довольству второго и третьего акта, затем — к романтической томности и греховности оврага и в финале давали внезапную вспышку пламени. В этом пламени должна была гибнуть героиня. < …>
Так выступили наружу потайные мотивы замысла < …> (режиссёра — ред.). Избегая бытовой достоверности, отказываясь от прямого изображения «тёмного царства», превращая прозаический и дикий Калинов в некий сказочный град Китеж, < …> (режиссёр — ред.) вырывал всю драматическую ситуацию «Грозы» из конкретных исторических обстоятельств русской жизни середины XIX века. Но одновременно тем самым обнаруживал актуальность этой ситуации для начала века XX. Опоэтизированная, она обретала значение всеобщности. Вместо конкретного купеческого тёмного царства и тёмного быта выступала угаданная < …> власть тёмных духовных сил. Исконно русское выступало в обобщённом и грозном виде, прошлое сближалось с современностью и заставляло с тревогой думать о будущем. «В этой поэзии много тёмной силы, зла и уродства» — таков был, как мы только что убедились, эмоциональный итог и вывод спектакля. Что же этим тёмным силам противостояло? Другими словами, какова была тема Катерины? < …>
В рецензиях удача актрисы никем почти не была отмечена. Один только Вл. Боцяновский в «Биржевых ведомостях» писал: «< …> (исполнительница главной роли — ред.)— с её большими, глубокими, грустными глазами, со всем её скитским обликом, точно сошедшая с картины Нестерова, — Катерина, лучше которой не подыскать… При грозных прорицаниях её проникновенного голоса в театре водворялась мёртвая тишина… Становилось действительно страшно». < …>
Нестеровская, иконописная краса < …> Катерины, тонкой и хрупкой, страдальческий излом рук, горестный старообрядческий распев речи — всё это придавало героине спектакля скорбную отрешённость, почти сомнамбулическую отделённость от жизни. Катерина была сама по себе — и сама не своя — с невозможной любовью и неминуемой бедой, никому не способная открыться до конца, никем не понятая, никому не нужная. В полном и застывшем одиночестве двигалась она сквозь спектакль. < …>
Закутанная в платки, Катерина словно бы знала нечто никому неведомое, для всех скрытое. Она была нестеровская, но и — блоковская. Та женщина, которая прошла сквозь поэзию Блока, та, у которой «плат узорный до бровей», — вышла на < …> сцену, «так равнодушна и светла, как будто ангелу паденья свободно руку отдала». В отрешённости, в обречённости, в готовности к гибели была её завидная свобода. Это был заманчивый для < …> (режиссёра — ред.) образ романтической, в сущности, героини, противопоставившей нарядному, сытому и охальному балагану бытия некое, пусть смутное, пусть не вполне определённое, но всё же более высокое, гордое предназначенье.
Исходя из Вашего анализа, определите, какой из эскизов пространственного решения четвёртого действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» относится к тому же спектаклю, что и эскизы костюмов и фотографии актрисы, игравшей роль Катерины.