Олимпиада школьников «Ломоносов» проводится с 2005 года под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям». Олимпиада “Ломоносов” по Обществознанию проходит 12 ноября-19 ноября 2023 года для 7, 8, 9, 10 и 11 классов. На нашем сайте вы можете найти полные официальные Задания и Ответы олимпиады.
[12-19.11.2023] Олимпиада Ломоносова по Обществознанию ответы и задания для 7-11 классов
Купить полные Задания и Ответы
Задания 11 класс
Задание 1:
Верные утверждения из списка:
– Сциентизм – идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как
о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире
– Наследники должны принять наследство или отказаться от него в течение полгода со дня
смерти наследодателя
– Вексель – это долговое свидетельство, которое включает в себя два непременных
свойства: возврат ссуды в срок и выплату фиксированного, регулярного дохода в виде
процента.
– Размер индивидуального пенсионного коэффициента зависит от размера официальной
заработной платы (чем выше заработная плата, тем больше количество баллов)
– Использование специального языка науки связывают с формализацией научного знания
Задание 2:
1. Каузальность
2. Нигилизм
3. Дедукция
4. Торговый баланс
5. Национальный акциз
6. Аксиология
7. Эмиссия
8. Дебаты
9. Условное осуждение
10. Чубайс
Задание 3:
Обе цитаты касаются вопроса о природе и возможности обнаружения общих законов в истории и общественных науках. Толстой утверждает, что общий закон прогресса или совершенствования заключен в каждом индивидууме и не требует объяснения через историю. Маркс же предлагает, что правовые отношения и формы государства исходят из материальных жизненных отношений. Таким образом, основная проблема, которая обсуждается, заключается в определении и объяснении общих законов истории и общественного развития.
Анализ позиции обоих мыслителей:
Толстой отвергает идею поиска общих законов в истории, полагая, что каждый человек в себе несет закон прогресса или совершенствования. Он утверждает, что попытка перенести этот закон в историю приводит только к фатализму и оправдыванию фактов, которые не имеют смысла. Таким образом, он сосредотачивается на значении личного развития и прогресса каждого человека, а не на политических или социальных структурах.
С другой стороны, Маркс предлагает, что правовые отношения и формы государства определяются материальными жизненными условиями. Он не соглашается с идеей о существовании врожденного, универсального закона прогресса, который находится в каждом человеке. Вместо этого, он связывает эти отношения с экономическими и социальными условиями, которые формируются в ходе исторического развития. Он считает, что для понимания общества и его институтов необходимо изучать материальные и экономические основы общества.
Фиксация собственной позиции:
Я соглашаюсь с Марксом в том, что общие законы истории и общественного развития коренятся в материальных жизненных условиях. Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты изолированно от социально-экономического контекста. Экономические факторы и различия в классовом строении общества являются ключевыми определяющими факторами эволюции истории и ее институтов.
Раскрытие собственной позиции с использованием аргументации:
Для подтверждения моей позиции можно привести примеры из истории, где изменение экономических условий привело к изменению правовых отношений и форм государств. Например, в период промышленной революции в XIX веке в западных странах произошли существенные изменения в экономике, в результате чего возникла новая классовая структура. Это привело к изменению законов и правовых норм, чтобы отразить новую социально-экономическую реальность. Подобные изменения можно наблюдать и в других исторических примерах.
Кроме того, существует обширная теоретическая база, поддерживающая идею о взаимосвязи между экономической структурой и политическими институтами. Такие теории, как материализм, структуральный функционализм и исторический материализм, предлагают объяснения и анализ социальных явлений через призму их основной экономической структуры.
В заключение, анализируя позиции Толстого и Маркса, можно сделать вывод о том, что вопрос о наличии общих законов истории и общественного развития требует учета экономических и материальных факторов. Хотя личное развитие и прогресс каждого индивидуума имеют значение, их связь с широкими социально-экономическими процессами необходима для полного понимания процессов общественного развития и исторического прогресса.
[12-19.11.2023] Олимпиада Ломоносова по Обществознанию ответы и задания для 7-11 классов
Купить полные Задания и Ответы
Задания 7-8 класс
Задание 1:
Верными утверждениями являются:
1) Натуральное хозяйство это тип хозяйства, участники которого производят продукцию для себя и для продажи.
2) Потребности в познании окружающего мира, получении знаний называют духовными.
3) Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти.
4) Рынок это механизм взаимодействия продавцов и покупателей.
5) Дошкольное образование входит в систему уровней общего образования в Российской Федерации.
Задание 2:
1. Урегулирование конфликтов путем взаимных уступок – Компромисс
2. Хозяйственная деятельность общества – Экономика
3. Наивысший уровень развития способностей человека – Самореализация
4. Форма нравственного самоконтроля человека – Совесть
5. Организация, которая производит товары и услуги с целью получения прибыли – Предприятие
6. Высший представительный и законодательный орган РФ – Федеральное Собрание
7. Резкие, коренные, качественные преобразования существующего социального строя – Революция
8. Место человека в структуре общества, связанное с его правами и обязанностями – Статус
9. Дефицит
10. Миф
Задание 3:
Общая проблема, обсуждаемая в цитатах, связана с вопросом о влиянии природы и общества на формирование личности и социальных отношений. Жан-Жак Руссо и Фридрих Ницше представляют различные точки зрения на эту проблему.
Позиция Жан-Жака Руссо заключается в том, что естественные черты, которые запечатлевает природа, являются неизгладимыми, в отличие от всех тех черт, которые создаются обществом. Он говорит о стремлении людей быть тем, чем хотят видеть их другие люди, вместо того, чтобы быть тем, кем их создала природа. Для Руссо, природа не создает принцев, богачей и вельмож, эти роли определяются обществом. Он подчеркивает, что то, что было создано людьми, также может быть разрушено людьми.
Фридрих Ницше подходит к этому вопросу с другой стороны. Он утверждает, что эксплуатация является сущностью всего живого, следствием истинной жажды власти, которая является жаждой жизни. Он противопоставляет непременно испорченное или несовершенное общество, органической основной функцией которого является эксплуатация. Для Ницше природа не является нейтральной, аморфной силой, она воплощает необходимость эксплуатации как выражение естественной жажды жизни.
Рассмотрев позиции обоих мыслителей, можно выделить свою собственную точку зрения. Согласно Руссо, наше стремление быть тем, чем хотят видеть нас другие люди, может привести к потере нашей естественности и подчинению общественным нормам и ожиданиям. Однако, я считаю, что общество и природа не могут рассматриваться как противоположности, а должны взаимодействовать в процессе формирования личности и социальных отношений.
Наша позиция, в этом случае, может быть подкреплена аргументацией, через пример из социальной реальности. Например, многие культуры и общества придают большое значение природным чертам и отличительным особенностям личности. Эти черты могут влиять на статус и роль человека в обществе. Однако, в рамках развития общества, важно также учитывать социальные условия и потребности, которые могут влиять на личность и социальные взаимодействия.
Подтверждением этого может служить исторический процесс развития социо-гуманитарного знания. Этические и социальные нормы в обществе постоянно меняются под влиянием изменяющихся условий и потребностей. Понимание личности и социальных отношений также эволюционирует со временем. Поэтому, необходимо учитывать как природные черты, так и общественные факторы.
Таким образом, я считаю, что индивидуальность и социальное взаимодействие являются результатом взаимодействия природы и общества. Природа задает основу, но общество формирует и развивает эти черты. Это позволяет нам видеть личность и социальные отношения в более целостной перспективе и понимать, что они обусловлены как биологическими, так и социальными факторами. Рассмотрение проблемы с учетом этой комплексности помогает лучше понять сложность формирования личности и социальных отношений в современном мире.
[12-19.11.2023] Олимпиада Ломоносова по Обществознанию ответы и задания для 7-11 классов
Купить полные Задания и Ответы
Задания 9-10 класс
Задание 1:
Верные утверждения:
– Авторитарные режимы могут существовать в форме военных хунт.
– ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров произведенных резидентами государства за год, вне зависимости от их месторасположения.
– Прокурор поддерживает государственное обвинение в суде от имени государства.
– Президент РФ лишается неприкосновенности после прекращения исполнения им своих полномочий.
Задание 2:
1. многопартийность
2. правоотношение
3. меритократия
4. правоспособность
5. эволюция
6. антропология
7. нотариат
8. эстетика
9. гласность
10. апатия
Задание 3:
Общая проблема, обсуждаемая в цитатах, связана с вопросами разделения труда и автоматизации мыслительных процессов. В первой цитате автором, Г. Торо, высказывается опасение по поводу бесконечного разделения труда и потери способности к самостоятельному мышлению. Он подчеркивает, что хотя другой человек может думать за него, он не желает, чтобы это было делано настолько часто, что он привыкнет не думать самостоятельно. Во второй цитате А. Тьюринг высказывает свое сомнение в том, что машина может быть тождественна мозгу, так как она не в состоянии испытывать эмоции и чувствовать радость, печаль или удовольствие.
Анализируя позицию обоих мыслителей, можно заметить, что они подходят к проблеме с разных сторон. Г. Торо выражает свое несогласие с бесконечным разделением труда и утратой способности к самостоятельному мышлению. Он считает, что разделение труда должно быть ограничено, чтобы сохранить возможность разумного и творческого мышления. С другой стороны, А. Тьюринг сомневается в возможности машины иметь такие же эмоции и чувства, как человек. Он полагает, что машина может выполнять сложные задачи, но не может обладать теми же эмоциональными характеристиками, которые есть у человека.
Сформулировав свою позицию, я склоняюсь к тому, что бесконечное разделение труда может иметь негативные последствия для индивида и общества в целом. Чрезмерная специализация и автоматизация мыслительных процессов могут привести к потере способности к самостоятельному и критическому мышлению. Умение принимать решения и анализировать ситуации становится менее значимым, когда большая часть работы выполняется машинами или другими специалистами.
Однако, важно не утверждать, что автоматизация и разделение труда полностью бесполезны. Они играют важную роль в увеличении производительности и сокращении времени выполнения задач. Однако, необходимо найти баланс между обязанностями, которые выполняют специалисты и те, которые выполняют машины. Разделение труда должно способствовать развитию индивидуальных навыков и способствовать разумному и творческому мышлению. Важно удерживать способность к самостоятельному осмыслению и анализу информации, даже в современном высокотехнологичном обществе.
Примерно исторического процесса можно привести взгляд на трансформацию труда в индустриальной революции. Было большое разделение труда, где каждый рабочий выполнял определенную специализированную задачу без полного понимания смысла всего процесса производства. Это привело к экономическому росту и производительности, однако, работники лишились возможности самостоятельного мышления и креативности. Однако дальнейшее развитие социальных наук и понимание значения человеческого капитала привело к появлению новых представлений о труде, в которых индивидуальные навыки и творческие способности получили большее признание. Сегодня мы видим рост интереса к таким областям, как инновации, предпринимательство, исследования, где критическое мышление и творчество играют важную роль.
Итак, я придерживаюсь позиции, что хотя разделение труда и автоматизация могут иметь положительный эффект на производительность, они также должны учитывать необходимость развития индивидуальных навыков и способности к самостоятельному мышлению. Разделение труда не должно приводить к потере способности к анализу и рассуждению, а автоматизация не должна лишать индивида его эмоционального и креативного потенциала. Человек должен оставаться центром и главным актором в социальной среде, в которой развиваются и применяются новые технологии и идеи.
[12-19.11.2023] Олимпиада Ломоносова по Обществознанию ответы и задания для 7-11 классов
Купить полные Задания и Ответы